COVID-19: Испытание на прочность

COVID-19: Испытание на прочность

Глобальная логистика переживает кризис, вызванный пандемией.

Логистические компании изо всех сил пытаются организовать — и реорганизовать — сложные маршруты транспортировки грузов — и делают это удаленно. Сотрудники борются с задержкой графиков производства, с нарушениями привычных для перевозчиков маршрутов. Груз часто должен быть перенесен на новые маршруты или виды транспорта.

«Мы сталкиваемся с тем, что во всем мире компании поставщиков закрываются. Перевозка грузов в Европу и по странам Европы сейчас стала чрезвычайно сложной задачей», — сказал Грант Уоттман, генеральный директор компании Agility Project Logistics.

Задача логистической компании сейчас состоит в том, чтобы найти эффективные решения в быстро меняющейся среде, по словам исполнительного вице-президента по проектам швейцарского экспедитора Fracht Бенджамина Ливальда.

«Мы должны сделать все возможное, чтобы груз был погружен вовремя и доставлен в срок. Мы должны справляться с кадровыми перестановками, поиском судов и оборудования», — сказал он. — Эта задача каждый день решается по-разному».

По словам Ливальда, некоторые производители не могут выполнить обязательства по проектным грузам в срок, что означает, что логистическая компания должна ускорить транспортировку, найти новые суда или, возможно, новый маршрут, который позволит доставить груз вовремя.

Еще одно осложнение заключается в том, что возможности океанских грузоперевозок сейчас ограничены из-за ситуации в Китае. Раньше каждую неделю в китайские порты заходили пять или шесть многоцелевых / большегрузных (MPV / HL) судов и лайнеров, но во время вспышки COVID-19 в Китае их было один или два в неделю. Сейчас Китай приходит в себя и, возможно, скоро вернется на рынок, но в Европе кризис в разгаре. Реальные последствия миру еще предстоит увидеть, поскольку COVID-19 становится международным кризисом, а не специфической вспышкой контагиозного заболевания в Китае.

В Европе контейнерные грузы переводятся в режим транспортировки контейнеровозами с горизонтальной грузообработкой (ro-ro), потому что сборы за переразмещение грузов значительно возросли.

Морские фрахтовые ставки MPV/HL не слишком выросли, поскольку до сих пор ставки компенсируются более низкими, чем ожидалось, расходами на бункеровку. Расходы на авиаперевозки для всех типов грузов растут, так как авиалинии закрывают пассажирские перевозки по причине COVID-19.

«Мы ежедневно выполняем фрахтование самолетов, — сказал Рейнер Видеркер, генеральный директор представительства компании Fracht в Хьюстоне. — Мы только что зафрахтовали Антонов 124 на рейс из Китая в США». По его словам, в основном выполняются чартерные воздушные перевозки: один регулярный рейс — еженедельно между США и Европой, а другой — еженедельно перевозит грузы из Китая в Европу. У компании не было проблем с поиском самолетов, о чартере договаривались напрямую с владельцами, но расходы значительно увеличились. Воздушный транспорт, который обычно обходился от 1,5 до 2 долларов за килограмм груза, сейчас стоит от 7 до 8 долларов за килограмм.

Грузовые тарифы на рейсах из Гонконга в Северную Америку бьют рекорды за 16 месяцев, по данным Bloomberg. Стоимость перевозок из Франкфурта в Северную Америку также продолжает расти.

Поскольку пандемия Covid-19 препятствует международным поездкам потребителей и вынуждает правительства закрывать границы для неграждан, авиаперевозки сталкиваются со значительными ограничениями, по словам аналитиков логистической компании Flexport.

Сейчас это особенно острая проблема. Когда раньше случались перебои в цепочке поставок товаров, которые обычно отправлялись длительными маршрутами, люди сразу же обращались к воздушным грузоперевозкам, чтобы быстро получить необходимые грузы. Теперь же, после отмены пассажирских рейсов большинством авиакомпаний, грузовые отсеки пассажирских авиалайнеров недоступны.

Недавно американская авиакомпания American Airlines анонсировала запуск исключительно грузовых рейсов пассажирских самолетов между Далласом (DFW) и Франкфуртом (FRA) для перевозки медикаментов, почты для военного персонала США, телекоммуникационного оборудования. Это был первый регулярный рейс авиакомпании, предназначенный только для перевозки грузов, с тех пор как в 1984 году последний из ее грузовых самолетов Boeing 747 сошел с маршрутов.

Поскольку кризис с COVID-19 набирает обороты, многие операторы контейнерных перевозок стали очень строго относиться к платежам. «Деньги — превыше всего», — сказал Видеркер. Это касается и авиатранспорта. «Нет оплаты — нет груза».

«Если у нас есть проблемы с контрактом, мы решаем их один на один, как всегда, —  сказал Уоттман. — В дальнейшем нам придется вести сложные переговоры с клиентами, потому что наши текущие контракты не отражают новые условия. Новые контракты, которые пишутся, отражают текущую неопределенность на рынке».

По словам Ливальда, Fracht не объявлял о форс-мажорных обстоятельствах, за исключением одного случая, когда клиент запрашивал декларацию, потому что нуждался в ней для своего собственного клиента. С его точки зрения, компании используют заявления о форс-мажорных обстоятельствах в качестве меры предосторожности, особенно в случае долгосрочных проектов, когда клиенты взяли на себя обязательства по доставке грузов в определенные сроки и в рамках бюджета, обязательства, которые затем становятся обязанностью экспедитора. «Компании в целом хотят подстраховаться, так как пока неясно, как будет развиваться ситуация. В условиях кризиса сроки поставки трудно гарантировать. Цены трудно гарантировать. Нашей основной задачей является поиск решений для обеспечения движения грузов», — сказал он. Он ожидает, что заявления о форс-мажорных обстоятельствах будут приобретать все большее значение в связи с кризисом, и уже есть такие примеры.

Так, в связи с широким распространением практики отмены рейсов и задержек, а также отмены фрахта морских судов, DHL Global Forwarding (DGF) объявила о форс-мажорных обстоятельствах для воздушных и морских перевозок, указав, что из-за внешних событий, находящихся вне разумного контроля DHL — в данном случае, из-за пандемии коронавируса — экспедитор может столкнуться с непредвиденными препятствиями, мешающими его работе.

По словам Видеркера, неожиданным побочным эффектом ситуации является возможность пересмотреть некоторые рабочие процессы. Например, экспедиторы многих проектов известны проволочками со счетами. Они чаще заняты грузоперевозками и не особенно беспокоятся о своевременном выставлении счетов. «Самая большая проблема в нашей отрасли — это ситуация с наличностью».

Ликвидность и оборотный капитал будут проблемой до конца 2020 года, прогнозирует Уоттман. «Когда мы выйдем из кризиса, рынок уже не будет прежним».

Что касается других видов транспорта, морские перевозки осуществляются в полном объеме и востребованы как никогда. Председатель расположенной в Копенгагене компании Maersk, крупнейшей в мире линии контейнерных перевозок, заявил, что компания работает на полную мощность, несмотря на «серьезные проблемы в глобальных цепочках поставок».

Однако эта ситуация может измениться, если Китай снова откроется для бизнеса и поставок товаров, победив волну эпидемии, в то время как экономическая активность в США и Европе только-только останавливается, так как люди вынуждены оставаться дома, чтобы сдержать распространение вируса, набирающего темпы.

Между тем, на дорогах по всей Америке автотранспортные компании испытывают резкий рост спроса со стороны потребителей, которые накапливают товары первой необходимости, но, вероятно, эта тенденция продлится недолго, поскольку экономика США замедляется.

Стивен Ласковски, президент Канадского альянса грузоперевозок, отметил, что в цепочке поставок сейчас наблюдается значительный дисбаланс, так как существует высокий спрос на поставки таких товаров, как продукты питания, туалетная бумага и медицинские товары, и практически нет спроса со стороны представителей отраслей, которым временно пришлось свернуть свою деятельность.

В настоящее время в Европе проблема с грузоперевозками стоит еще острее. В связи с тем, что автомобильные перевозки составляют три четверти внутренних грузовых перевозок Европейского союза, Европейская комиссия настаивает на том, чтобы государства-члены ЕС сократили ограничения на границах, которые в некоторых случаях приводили к задержкам более чем на 24 часа, в том числе на поставки медикаментов.

Комиссия призвала к созданию специальных «зеленых линий» для грузоперевозчиков, на которых проверки, включая проверку состояния здоровья водителей, будут ограничены по времени и будут занимать не более 15 минут.

«Вспышка Covid-19 оказывает серьезное негативное воздействие на европейские транспорт и мобильность», — заявили представители комиссии. — Ведь европейские цепочки поставок во многом возможны именно благодаря функционированию разветвленной сети грузовых перевозок, которые в настоящий момент переживают сложные времена».

Сейчас особенно важно понимать, насколько ценны и под каким огромным давлением работают сотрудники каждой логистической компании, которые делают все, чтобы решить все возникающие проблемы и найти эффективные решения, часто в считанные часы, протягивая руку помощи коллегам и клиентам по всему миру, поддерживая друг друга во время пандемии.

Международные грузовые автоперевозки в Украине, а также международные грузовые морские контейнерные перевозки успешно выполняет компания «M&M Украина» (головной офис в г. Киев, подразделение в г. Борисполь и г. Одесса) по всем перспективным и востребованным мировым направлениям. «M&M Украина» осуществляет качественные и безопасные грузоперевозки из европейских стран в Украину, из Украины в Европу, в Китай и в США.

Подготовлено по материалам www.joc.comwww.aircargoworld.com и данным из открытых источников.