Битва титанов: Maersk, MSC, COSCO

Битва титанов: Maersk, MSC, COSCO

Крупнейшие в мире морские перевозчики ведут конкурентную борьбу на мировой арене.

План COSCO превзойти Maersk, крупнейшую в мире судоходную линию, уже ни для кого не секрет. За последние два года, с тех пор как правительство Китая объединило China Shipping с China Ocean Shipping, чтобы сформировать нынешнюю компанию Cosco Shipping, компания предприняла ряд амбициозных действий по инвестированию и расширению бизнеса. Многие аналитики считают, что цель COSCO по доминированию в сфере судоходства будет достигнута в течение следующего десятилетия.

Компания COSCO действует намного эффективнее в управлении и использовании активов и бизнеса, чем когда-либо действовала China Shipping. Китай имеет огромное влияние на мировую торговлю и стремится занять в ней лидирующее место. Естественно, у финансируемого правительством китайского перевозчика будут аналогичные амбиции. У компании одна цель — стать номером один в мире, и эта цель предусматривает победу над Maersk. Перевозчик бросает вызов Maersk, и его инвестиции в последние годы подтверждают, что цель как никогда актуальна.
Процедура приобретения компанией COSCO OOCL была завершена в этом году. С приобретением восьмой по величине судоходной линии OOCL COSCO официально обогнала CMA CGM в качестве третьей по величине линии морских контейнерных перевозок в мире.
В начале этого года COSCO приобрела терминал во втором по величине порту Бельгии, Зеебрюгге. Хотя это был первый стратегический выход компании на рынок Северо-Западной Европы, на самом деле он ознаменовал последнее приобретение китайского перевозчика в Европе за последние годы.

Раньше китайские судоходные и портовые компании были относительно малыми силами в мире, где доминировали такие гиганты, как A.P. Moller-Maersk и Hutchison Ports. Но в 2016 году Пекин создал национального гиганта, объединив China Ocean Shipping и China Shipping Company в растущую группу, включающую одноименную судоходную линию, оператора порта и другие судоходные компании. Подготовка такого мощного игрока на арене грузовых перевозок также является частью планов Пекина соединить Китай с Европой морскими, железнодорожными, автомобильными, трубопроводными путями.

Для того чтобы подчеркнуть решимость Китая, китайские компании за последние десятилетия приобрели доли в 13 портах Европы. Китайские государственные компании в настоящее время владеют около 10% от общего объема портов в Европе.

Maersk теперь находится в пределах досягаемости COSCO, датский перевозчик должен сохранять бдительность, особенно в связи с новыми заказами, которые разместил конкурент.

Компания COSCO ожидает выполнения заказа на 374 534 TEU — это почти в четыре раза больше, чем заказ Maersk на 96 000 TEU. После выполнения обоих заказов парк Maersk составит 2,37 миллиона TEU, что на 11% больше, чем у COSCO — 2,13 миллиона TEU (разница всего в 240 000 TEU).

И, возможно, цель обойти MSC не потребует сверхусилий. Согласно данным Crucial Perspective, после того, как заказы будут выполнены, COSCO будет находиться всего лишь в 0,2 миллиона TEU (или от 6% до 7%) от этой вожделенной второй цели.

Но китайскому перевозчику все еще придется потрудиться, прежде чем COSCO сможет еще ближе подойти к Maersk, а то и потеснить ее с пьедестала.
У COSCO нет недостатка в инвестициях, особенно благодаря поддержке, которую перевозчик получает от правительства Китая. И для компании есть множество инвестиционных возможностей.

Возможно, вопрос должен заключаться в том, сможет ли она пройти этот путь.
Одно дело приложить усилия для получения инвестиций, а совсем другое — сделать инвестиции прибыльными. За последнее десятилетие отрасль видела, как множество операторов наращивали пропускную способность портов, а затем боролись за возможность использования ее на полную мощность. И учитывая эту тенденцию, это, вероятно, будет одним из самых сложных задач для COSCO.

Перевозчик развивается благодаря инвестициям в терминалы и железные дороги и приобретает новые источники дохода, но препятствия еще впереди.
Другие операторы, не только Maersk и MSC, будут следить за COSCO. Также могут возникнуть политические препятствия, когда правительства разных стран начнут отказываться продавать китайским компаниям интересующие их объекты, опасаясь доминирования Китая. Продолжающаяся тарифная война также может повлиять на их планы.
Без сомнения, Maersk полностью осознает проблему конкуренции и будет настороже. Несмотря на то, что это не первый раз, когда датской компании бросают вызов, COSCO будет гораздо большей угрозой, чем все другие конкуренты ранее.
Перевозчик Maersk уже долгое время властвует среди морских перевозчиков, и его многочисленные приобретения и успешные сделки сыграли большую роль в поддержании главенствующей позиции на рынке.
Само собой разумеется, Maersk и MSC не собираются легко сдавать свои позиции.
Maersk традиционно был силой, с которой приходилось считаться всем в судоходной отрасли. И он не собирается отказываться от своего господства. Компания MSC долго добивалась своей второй позиции и прошла серьезные преобразования в течение последних 10 — 15 лет, догоняя Maersk. Она будет продолжать развиваться, чтобы сравняться с компанией Maersk.

Maersk стремится принимать комплексные решения по обеспечению цепочки поставок, судя по созданию Sealand и слиянию с Damco. Один из вариантов, вероятно, будет заключаться в расширении общего портфеля услуг, чтобы предлагать клиентам как можно больше возможностей.

Очевидно, что COSCO прилагает большие усилия для достижения своей цели. У COSCO есть преимущество крупнейшего в мире рынка, что означает большой потенциал для роста, особенно если компания продолжит наращивать инфраструктуру. По данным Alphaliner, компания COSCO впервые в третьем квартале 2017 года обогнала Maersk в качестве крупнейшего грузоотправителя контейнеров: китайский перевозчик показал результаты в 5,49 миллионов TEU, опередив Maersk с 5,26 миллионов TEU.

Некоторые, однако, приписывают такой результат последствиям кибератаки вирусом Petya, которая временно нанесла ущерб операциям Maersk. Одно из самых серьезных ограничений и угроз, с которыми сталкивается судоходная отрасль, — это кибератаки. Атака вымогателей на операционные системы COSCO и более серьезная атака вируса Petya на Maersk являются отличным напоминанием о слабых сторонах их систем, из-за которых недоброжелатели могут причинять компаниям серьезный ущерб.
Если COSCO серьезно относится к тому, чтобы стать крупнейшим перевозчиком в мире, ей нужно будет больше инвестировать в свою систему безопасности. Амбициозность и размер компании по-прежнему делают ее чрезвычайно привлекательной целью для кибератак. В противном случае, скорее всего, они будут подвержены новым атакам. То же самое относится и к перевозчику Maersk, который вряд ли захочет снова пережить свой печальный опыт с вирусом Petya.

В настоящее время пьедестал почета крупнейших представителей бизнеса контейнерных перевозок уверенно удерживает датский гигант Maersk. Второе место по праву принадлежит швейцарской судоходной компании MSC. И третье место теперь занимает амбициозный китаец COSCO, вовсю наступающий на пятки именитым старожилам.

Элемент: Битва титанов: Maersk, MSC, COSCO

China Ocean Shipping Company (COSCO) была основана 27 апреля 1961 года. В 1993 году компания стала корпорацией с капиталом в 17 миллиардов долларов. В феврале 2016 года COSCO Group объединилась с China Shipping Group, так появилась China COSCO Shipping. Ее штаб-квартира находится в Ocean Plaza в районе Сичэн в Пекине. Компания владеет 1114 судами, в том числе 365 сухогрузами, контейнерным флотом вместимостью 1 580 000 TEU и танкерным флотом из 120 судов. Ежегодно перевозит более 180 миллионов тонн груза. COSCO Group занимается грузоперевозками, логистикой, судостроением, судоремонтом, торговлей, финансированием. COSCO состоит из 7 зарегистрированных компаний и имеет более 300 дочерних компаний в стране и за рубежом. Совокупный объем продаж составил 17 миллиардов долларов США (2004). В апреле 2016 года COSCO купила 51% акций Пирейского порта (Афины, Греция). В июле 2017 года COSCO потратила более 6 миллиардов долларов США на покупку своего гонконгского конкурента Orient Overseas (International) Limited и продолжает наращивать масштабы экспансии.

Maersk — датская компания, основанная в 1904 году, специализируется на морских грузовых перевозках и обслуживании портовых терминалов. Штаб-квартира компании находится в Копенгагене, а дочерние предприятия и офисы, в которых работает около 88 тысяч сотрудников, располагаются в более чем 135 странах мира. На 2018 год Maersk является мировым лидером в сфере контейнерных перевозок с долей на рынке 18%. Годовой доход компании в 2017 году составил 35 миллиардов долларов США.

Mediterranean Shipping Company S.A. (MSC) — это частная судоходная компания, которая базируется в Женеве (Швейцария). Это вторая в мире компания (после Maersk) по вместимости контейнеровозов. На конец ноября 2017 года компания оперировала 506 судами, вмещающими в общей сложности 3,14 миллиона TEU. Компания была основана в 1970 году в Неаполе итальянским мореходом-капитаном Джанлуиджи Апонте.

Международные грузовые морские контейнерные перевозки в Украине успешно выполняет компания «M&M Украина» (головной офис в г. Киев, подразделение в г. Борисполь и г. Одесса) по всем перспективным и востребованным мировым направлениям. «M&M Украина» осуществляет качественные и безопасные грузоперевозки из Китая в Украину, из Украины в Китай, в Европу и в США.

Подготовлено по материалам www.icontainers.com и данным из открытых источников.