Большому кораблю большое плавание

Большому кораблю большое плавание

Будущее грузоперевозок — в обновленных портах Китая и США

Нет смысла спорить об актуальности мегаконтейнеровозов и той роли, которую они играют в настоящем и будущем индустрии морских перевозок. Перевозчики, безусловно, видят, что спрос на супер-объемы контейнерных перевозок грузов есть, а также признают необходимость адаптации портов для того, чтобы рынок мог справиться с растущим спросом. О рождении и укреплении новой тенденции свидетельствуют широкомасштабные работы, ведущиеся во многих портах мира, которые дадут возможность флотилиям гигантских грузовых кораблей беспрепятственно заходить к причалам.

Эксперты признают мегакорабли перспективным решением для растущего спроса, поскольку они могут доставлять контейнеры в большом количестве и по гораздо более низкой цене за контейнер. Известные производители уже выполняют заказы по изготовлению гигантских контейнеровозов, среди которых девять судов CMA CGM (22 000 TEU) и одиннадцать судов MSC (23 000 TEU).

С наступлением эры мегаконтейнеровозов непосредственное влияние ввода в эксплуатацию большого числа таких кораблей порты и терминалы почувствуют как никто другой. Есть опасения, что эта тенденция может решить судьбу многих портов уже в ближайшие годы.

Сейчас существует ограниченное количество глубоководных портов, которые могут принимать такие корабли, что означает, что перевозчики должны будут согласовывать маршруты и графики, учитывая этот факт. Это позволит тем портам, которые могут принимать мегаконтейнеровозы, стать важнейшими хабами, из которых грузы в последствии будут перевозиться по вспомогательным линиям в небольшие порты.

Например, Сингапур давно считается одним из лучших и крупнейших морских хабов мира, хотя из тех объемов, которые он обрабатывает, для самого Сингапура предназначены лишь относительно небольшие объемы груза. И, по мере развития новой тенденции, будет формироваться существенный разрыв между крупными глубоководными портами, которые обслуживают мегаконтейнеровозы, и маленькими портами, которые не имеют такой возможности. Последним нужно будет перестроиться, если они захотят вступить в ряды лидеров.

Порты в Азии уже готовы к приему огромных контейнеровозов. Наибольший прогресс по модернизации портов был достигнут в Азии и, в частности, в Китае, что выражается в очень быстром развитии китайских портов за последние два десятилетия.

В настоящее время семь из десяти крупнейших портов мира расположены в Китае. И возглавляет список порт Шанхая. С новым мировым рекордом в 40 миллионов TEU, зафиксированным в 2017 году, порт Шанхай зарекомендовал себя не только как самый загруженный порт в Китае, но и как крупнейший порт мира. Для сравнения, Сингапур, занявший второе место, показал 33,7 млн TEU. В последние годы порт развивается поразительными темпами. Он преодолел отметку в 30 миллионов TEU в 2011 году. Когда порт впервые начал работать 40 лет назад, его пропускная способность составляла менее 8000 TEU.

Сегодня здесь также находится крупнейший в мире автоматизированный контейнерный терминал — глубоководный порт Яншань. Не так давно здесь начались тестовые работы с применением автоматизированного погрузочно-разгрузочного оборудования и системы управления.

Американские порты пока отстают. Фактически, в списке 20 самых загруженных мировых портов представлен только один порт США, это порт Лос-Анджелес. Порт Лос-Анджелес расположен в заливе Сан-Педро в западном американском штате Калифорния. Учитывая его стратегическое расположение, неудивительно, что он отвечает за большую часть торговли в зоне Тихого океана. Он занимает 7500 акров земли, в 2015 году порт обработал почти 4,4 миллиона TEU. Это составляет 13,5% доли рынка Северной Америки. С 2000 года он считается главным портом в США. В настоящее время он является 19-м самым загруженным портом в мире по объему контейнерных перевозок. В настоящее время проводится расширение железнодорожной станции стоимостью 34 млн. долл. США, которое направлено на сокращение числа поездок, необходимых для перевозки грузов и уменьшения заторов. Для улучшения грузопотока будет добавлено более 31 000 футов железнодорожных путей, что поможет увеличить общую пропускную способность порта примерно на 10%.

Посмотрим со сравнительной точки зрения: объем торговли в самом оживленном порту мира, порту Шанхая, превышает общий объем пяти крупнейших портов в США, а это Порт Лос-Анджелес (по оценкам, каждый день в/из порта Лос-Анджелес отправляется грузов на сумму около 1,2 миллиарда долларов), Порт Лонг-Бич, Порт Нью-Йорк & Нью-Джерси, Порт Джорджия и Порт Сиэтл-Такома.
Несмотря на растущий спрос на мегаконтейнеровозы, контейнерные терминалы в Северной Америке развиваются относительно медленно с точки зрения пропускной способности по сравнению с азиатскими портами. В частности, их производительность относительно неизменна последние шесть лет.
Порты США еще не набрали обороты модернизации. Это в большей степени относится к восточному побережью. Большинство из этих портов сталкиваются с серьезными географическими проблемами, которые невозможно не учитывать при модернизации, такими как глубина гавани, низкие мосты или расположение портов вверх по реке.

Модернизация портов, желающих принимать суперкорабли, требует гораздо больших вложений и усилий, дело не ограничится увеличением размера и глубины гавани. Любое обновление, начиная с 8000 TEU, является довольно значительным и поднимает серьезные вопросы об инфраструктуре порта.

По мере того, как оборот морских грузоперевозок будет достигать все больших объемов, еще важнее будет наладить своевременную доставку контейнеров из портов и к конечному клиенту. Расширение возможностей портов и терминалов имеет решающее значение, ведь они должны быть способными обрабатывать большие объемы грузов. И решение этой проблемы заключается в налаживании более эффективной работы терминалов и, что немаловажно, в дальнейших инвестициях в автоматизацию портов. Вся инфраструктура порта в целом должна быть модернизирована, так как изолированное продвижение без инфраструктурной поддержки будет в лучшем случае неэффективным.

Так, вдоль восточного побережья США теперь могут использоваться контейнеровозы гораздо большего размера — после расширения Панамского канала, проведенного несколько лет назад. И в связи с растущим спросом на еще более крупные суда, нет никаких сомнений в том, что для удовлетворения этого спроса всем заинтересованным в успешной работе портам необходимо будет провести еще много работ по модернизации — и сделать это как можно скорее.

Международные грузовые морские контейнерные перевозки в Украине успешно выполняет компания «M&M Украина» (головной офис в г. Киев, подразделение в г. Борисполь и г. Одесса) по всем перспективным и востребованным мировым направлениям. «M&M Украина» осуществляет качественные и безопасные грузоперевозки из Китая в Украину, из Украины в Китай, в Европу и в США.


Подготовлено по материалам www.icontainers.com и данным из открытых источников.