IМО 2020: Морские перевозки станут дороже

IМО 2020: Морские перевозки станут дороже

Что такое IМО 2020 и как это постановление Международной морской организации повлияет на логистическую отрасль?

Индустрия морских перевозок является одним из самых значительных источников загрязнения окружающей среды и выбросов углекислого газа на планете. Морские суда и контейнеровозы расходуют до 4,4 миллионов баррелей нефти в день, что составляет 10% от потребления нефти во всем транспортном секторе.

IMO 2020 является одним из наиболее значительных изменений в морском секторе за последние годы с серьезным межотраслевым влиянием.
IMO Sulfur 2020 — это постановление, принятое Международной морской организацией, которое гласит, что с 1 января 2020 года содержание серы в судовом топливе не должно превышать 0,5%, по сравнению с нынешними 3,5%.
Основным типом бункерного топлива для судов является мазут, полученный в результате перегонки сырой нефти. Сырая нефть содержит серу, которая после сгорания в двигателе приводит к появлению вредных выбросов с судов.
Бункерное топливо широко используется в морском судоходстве. Этот тип топлива также известен как тяжелое мазутное топливо (HFO).

Правила IMO по сокращению выбросов оксидов серы (SOx) с судов впервые вступили в силу в 2005 году в соответствии с Приложением VI Международной конвенции о предупреждении загрязнения морей сбросами с судов (известной как Конвенция MARPOL).

Одна из основных трудностей с регулированием загрязнения моря — это огромные участки океана, которые не регулируются никаким государством.
Именно здесь конвенция MARPOL играет свою важнейшую роль. Это международное соглашение подписано в 1973 году. На сегодняшний день более 155 стран ратифицировали Конвенцию.
С тех пор различные приложения были добавлены к первоначальной конвенции. Наиболее актуальным из которых является Приложение VI. Приложение VI было добавлено в 2005 году и касается именно загрязнения воздуха морскими судами.

С тех пор ограничения на содержание оксидов серы постепенно ужесточаются.
2005: Приложение VI вступило в силу и лимит выбросов серы был установлен на уровне 4,5%
2008: Требования Приложения VI были ужесточены
2010: Пересмотренные правила вступили в силу
2012: Лимит выбросов серы снижен с 4,5% до 3,5%
2013: Вступили в силу требования энергоэффективности

С 1 января 2020 года ограничение на содержание серы в мазуте, используемом на судах, работающих за пределами обозначенных зон ограничения выбросов, будет снижено до 0,5%.
Это означает, что все топливо, используемое судовыми двигателями (как основными, так и вспомогательными) и котлами, должно содержать не более 0,5% серы.
Кроме того, существуют зоны контроля выбросов, также известные как ECA, — это зоны, где действуют более строгие правила и требования по выбросам при транспортировке грузов. Лимит содержания серы в топливе для судов в странах с зонами ЕСА составляет 0,1%.
Суда, работающие в этих районах, должны строго соответствовать установленным нормам, связанным с сокращением выбросов оксидов азота и оксидов серы.
Сейчас зоны ECA включают Балтийское море, Северное море, несколько областей у берегов США и Канады, а также Карибское море США.
Правила вступают в силу с 1 января 2020 года, и многие перевозчики уже серьезно задумались о них. Грузоотправители должны начать планировать возмещение возросших расходов, чтобы быть готовыми к моменту, когда перевозчики начнут изменять свои тарифы, реагируя на введение новых правил. 

Как морской сектор сможет соответствовать требованиям IMO 2020?

Ежегодно суда используют более 400 миллионов тонн морского топлива. Из них контейнеровозы вместимостью 4000 TEU и выше составляют пятую часть от общего числа.
В связи с тем, что тяжелый мазут больше не будет отвечать стандартам IМО к 2020 году, судовладельцы должны искать альтернативные виды топлива и их очистки.
Существует три общепринятых метода, которые судовладельцы могут взять на вооружение, чтобы соответствовать правилам IMO 2020.

Использование сжиженного природного газа (СПГ)

СПГ, признанный одной из наиболее экологически привлекательных альтернатив тяжелому мазуту, поможет снизить выбросы серы на 90%. В течение последних пяти лет многие новые суда и контейнеровозы были спроектированы именно под использование СПГ как основного топлива.
Низкое содержание серы означает, что суда, работающие на СПГ, могут работать в зонах ECA без необходимости менять свое топливо, как это принято в судах на нефтяном топливе.
Однако не все транспортные суда оборудованы для перевозки СПГ, и существующая инфраструктура, поддерживающая использование СПГ, остается ограниченной по объему и доступности.
По оценкам, строительство судов, работающих на СПГ, обойдется на 5 миллионов долларов дороже, и эта цена почти эквивалентна стоимости установки «скрубберов».
Сторонники СПГ утверждают, что суда, работающие на СПГ, не требуют такого же обслуживания, как суда, работающие на нефти, что увеличивает их долговечность.
Несмотря на все это, стремление многих судовладельцев перейти на СПГ, похоже, набирает обороты. В отрасли наблюдается увеличение количества заказов на суда, работающие на СПГ, по сравнению с 2015 годом.
Количество судов на СПГ в 2015 году: 102
Количество судов на СПГ в 2017 году: 117
Количество судов на СПГ в 2019 году: 143 (и еще 135 строятся)

«Скрубберы»

Есть еще один путь — бороться с серой не в топливе, а в выхлопах, где ее концентрация может быть выше, чем в горючем. Для этого судовладельцы устанавливают «скрубберы», нейтрализующие серу. «Скрубберы» относятся к системам очистки выхлопных газов. Суда, оборудованные «скрубберами», могут продолжать перевозить и использовать тяжелое мазутное топливо.
Такие очистные системы работают методом очистки выхлопных газов до их выброса в атмосферу. Это делается путем добавления щелочной воды, что снижает содержание оксидных элементов на 98%. Использование «скрубберов» разрешено  декларацией Международной морской комиссии о снижении уровня сернистости судового топлива наряду с переходом на СПГ, низкосернистое горючее или метанол.
Однако есть вопросы относительно их экологичности. Несмотря на то, что содержание серы в процессе обработки уменьшается, вода, используемая для обработки, в конечном итоге сбрасывается обратно в море.
Некоторые страны, в том числе Сингапур и Китай, запретили использование «скрубберов» с открытым контуром, наиболее широко используемого метода.
При этом следует учитывать возможность того, что будущие экологические нормы могут запретить использование «скрубберов».
Энергетическая консалтинговая компания Wood Mackenzie оценивает количество размещенных заказов на «скрубберы» как превышающее 2000. Но это лишь малая часть из примерно 90 000 морских судов, бороздящих моря.
Уже к 2020 году ожидается значительный рост числа судов, оборудованных «скрубберами», основная их часть приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион.
Как сообщал в 2018 году портал Seatrade-maritime, уже заказаны или установлены «скрубберы» примерно на 1000 судов, в том числе таких судовладельцев, как Spliethoff, Frontline, DHT и Star Bulk. Срок окупаемости составляет 12 месяцев. Основную долю судовладельцев, предпочитающих «скрубберы», составляют китайские компании — 60% для действующих судов и 85% для новых.
Согласно оценкам, стоимость установки «скрубберов» составляет от 2 до 6 миллионов долларов США на судно в зависимости от его возраста, типа и размера.

Малосернистое топливо (LSF)

Топливо с низким содержанием серы, такое как судовой газойль (MGO), является одним из самых качественных видов судового топлива, доступных в настоящее время на рынке. Он имеет значительно более низкую концентрацию серы (приблизительно 0,1%), но также обходится значительно дороже, чем установка «скрубберов».
По состоянию на февраль 2019 года цена за тонну мазута составляла 420 долларов США по сравнению с 647 долларов США за тонну судового газойля (MGO).
Помимо выбора в пользу судового газойля, крупные производители и переработчики нефти уже начали работу по созданию новых и более дешевых типов смесей с низким содержанием серы, которые бы соответствовали новым требованиям.
Но даже несмотря на достигнутый прогресс, испытания пока что показали, что эти новые смеси все еще не являются на 100% стабильными и совместимыми. Маловероятно, что многие суда перейдут на новые смеси с низким содержанием серы в начальный период.
Из доступных вариантов переход на топливо с низким содержанием серы, вероятно, будет наиболее популярным в начальный период из-за отсутствия «скрубберов».
Отраслевые эксперты утверждают, что судовой газойль является наиболее эффективным из доступных решений и требует наименьших технических изменений, поскольку судам уже приходится использовать этот тип топлива в рамках зон ECA.

Подготовка к IМО 2020

Несмотря на то, что именно судовладельцы должны соблюдать новые правила, прогнозируется, что их влияние почувствуют грузоотправители и логистические компании по всему миру.
По словам экспертов iContainers, в настоящее время расходы на топливо составляют более половины общих эксплуатационных расходов судна. И с вступлением в силу IMO 2020, эти расходы возрастут в геометрической прогрессии.
Ожидается, что общая стоимость выполнения новых требований будет стоить судоходной отрасли около 15 миллиардов долларов США в год, часть из которых, как заявили все перевозчики, включая CMA-CGM, ONE, OOCL и APL, будет переложена на клиентов. Одним из самых долгосрочных воздействий IМО 2020 станет рост морских грузовых тарифов. Ожидается, что тарифы на доставку будут подвержены колебаниям, и в течение первых лет грузоотправители почувствуют на себе влияние по меньшей мере двух или трех волн финансовых затрат.
Бункерные надбавки, скорее всего, будут различаться на разных торговых линиях (например, тихоокеанских или атлантических). Анализ маршрутов поможет определять самые выгодные из них, и оптимизировать затраты.
Грузоотправителям также необходимо быть в курсе всех объявлений о дополнительных сборах (будут ли они введены в действие в январе 2020 года, позднее или раньше).
Возможно, оптимизация других логистических услуг поможет частично компенсировать увеличение платы за заправку судна топливом (BAF).

И хотя результатом IMO 2020 будут негативные экономические последствия как для перевозчиков, так и для грузоотправителей, экологические последствия станут положительным фактором. Прогнозируется, что IMO 2020 сократит общие выбросы оксида серы на 85%, что благотворно скажется на природе и здоровье человечества: сократится число штормов вдоль торговых путей, особенно в Индийском океане и Южно-Китайском море, уменьшится число кислотных дождей, уменьшится количество респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний в прибрежных районах.

Международные грузовые морские контейнерные перевозки в Украине успешно выполняет компания «M&M Украина» (головной офис в г. Киев, подразделение в г. Борисполь и г. Одесса) по всем перспективным и востребованным мировым направлениям. «M&M Украина» осуществляет качественные и безопасные грузоперевозки из Китая в Украину, из Украины в Китай, в Европу и в США.


Подготовлено по материалам www.icontainers.com и данным из открытых источников.