История TEU: золотой стандарт, покоривший мир логистики

История TEU: золотой стандарт, покоривший мир логистики

Что такое TEU?

TEU (Двадцатифутовый эквивалент, ДФЭ) является важной единицей измерения вместимости грузовых транспортных средств, которая широко используется в индустрии морских перевозок. Стандарт основан на объеме 20-футового (6,1 м) интермодального ISO-контейнера — металлического контейнера стандартного размера, который можно перевозить различными видами транспорта.
Стандарт TEU применяется везде: от определения грузоподъемности контейнеровозов и выбора типа контейнера до расчета активности порта.
Как же появилась эта универсальная единица измерения, принятая в качестве стандарта в мире логистики уже более полувека?

Идея TEU родилась в голове американского предпринимателя Малкольма Маклина в 1936 году.

маклин.jpgМалкольм Маклин родился в городе Макстон (Северная Каролина), в 1913 году. В 1935 году он закончил среднюю школу и вместе с братом и сестрой основал автотранспортную компанию McLean Trucking, которая занималась перевозкой пустых табачных бочек, и в которой он сам не чурался работать водителем.
Однажды в порту в 1937 году Маклин вынужден был долго ждать, пока завершится разгрузка, и вот тогда он и задумался от том, что нужно упорядочить и стандартизировать весь процесс погрузки, транспортировки и доставки товаров. С тех пор его не покидала мысль, что именно он должен придумать более действенный метод, который поможет избавиться от необходимости загружать грузы поштучно, медленно и неэффективно, теряя время и деньги.

Его гениальное решение заключалось в идее производства и повсеместного использования контейнеров стандартизированного размера. Эти контейнеры могли бы перевозиться как на грузовиках, так и на судах без необходимости разгрузки и погрузки груза при каждом изменении режима перевозки.

Идея же перевозки самих грузовиков на кораблях была воплощена в жизнь до Второй мировой войны. В 1926 году началось регулярное железнодорожное сообщение  пассажирского поезда класса люкс из Лондона в Париж Золотая стрела (Fleche d'Or) по Южной железной дороге и Французской северной железной дороге. Для перевозки багажа пассажиров использовались четыре контейнера. Эти контейнеры загружались в Лондоне или Париже и доставлялись в порты, Дувр или Кале, на железнодорожных платформах в Великобритании и вагонами CIWL Pullman Golden Arrow Fourgon во Франции.
К 1940 году компания Маклина уже насчитывала 30 грузовиков, а со временем она стала одной из крупнейших транспортных компаний в США — с 1770 грузовиками и 32 терминалами.

truck.jpg


Идея контейнерных перевозок не покидала предпринимателя, и в начале 1950-х годов Маклин решил использовать контейнеры на коммерческой основе. К 1952 году он разрабатывал планы перевозки грузовых автомобилей своей компании на судах вдоль Атлантического побережья США от Северной Каролины до Нью-Йорка. Вскоре стало очевидно, что «трейлеры», как их называли, будут неэффективными, так как занимают слишком много места в потенциальном грузовом пространстве на борту судна. Первоначальная концепция была изменена таким образом, что на судно загружались только контейнеры, без колес.

В 1955 году Маклин продал компанию McLean Trucking за 25 миллионов долларов и превратил свое дело в одну из крупнейших грузовых флотилий США, купив две новых компании, Pan-Atlantic Steamship и Gulf Florida Terminal. Объединенные компании получили название McLean Industries.

Уверенный в революционности своей идеи, Маклин запатентовал грузовые контейнеры, приспособленные для штабелирования, взял кредит в банке на 22 миллиона долларов и в январе 1956 года купил два танкера T-2 времен Второй мировой войны, которые он переоборудовал для перевозки контейнеров — место для их штабелирования выделялось и на палубе и в трюме.

T2.jpg

26 апреля 1956 года один из переоборудованных танкеров, SS Ideal-X (неофициально названный «SS Maxton» в честь родного города Маклина), был загружен и отплыл из терминала Ньюарк-Элизабет порта Нью-Джерси в порт Хьюстон, Техас. Первый контейнеровоз успешно перевез пятьдесят восемь первых, тогда еще 35-футовых (11 м) металлических грузовых трейлеров, ставших прообразом современных контейнеров.
Так состоялся первый рейс контейнерных грузоперевозок, ознаменовавший начало новой эры морских перевозок.

В 1956 году загрузка одной тонны вручную, силами портовых грузчиков, стоила 5,86 долларов. Использование контейнеров сократило затраты в 36 раз. Теперь загрузка обходилась Маклину в 16 центов за тонну, — и это была быстрая загрузка!
В 1960 году Маклин сменил название компании на Sea-Land Service, а в 1966 году впервые стартовали трансатлантические морские перевозки. После двух раундов переговоров по стандартизации в 1968 году для определения классификации, размеров и идентификации контейнеров родились термины 20-футовые и 40-футовые контейнеры, из которых первый получил название «Двадцатифутовый эквивалент», то есть TEU, а второй — 2 TEU или FEU («Сорокафутовый эквивалент»). Стандартизация помогла расцвету интермодальных перевозок. К концу 1960х годов Маклин уже владел 36 трейлерными судами и имел доступ в 30 портовых городов. Его идея развилась, расширилась и пустила корни во всем мире.

Универсальность и практичность TEU сегодня: на контейнеровозе и в порту

Сегодня TEU играет чрезвычайно важную роль в мировой торговле и логистике. Это не только единица измерения для наиболее популярных типов транспортных контейнеров, но также этот стандарт используется для измерения размера и вместимости судна и расчета активности порта.

Некоторые из крупнейших в мире контейнеровозов сегодня имеют грузоподъемность более 14 000 TEU, в то время как малые фидерные суда доставляют всего 1000 TEU за рейс.
Размеры судов обычно классифицируются в зависимости от их вместимости:

    • Малый фидер-контейнеровоз: до ~ 1000 TEU
    • Фидер-контейнеровоз: от ~ 1000 до ~ 2000 TEU
    • Контейнеровоз Feedermax: от ~ 2000 до ~ 3000 TEU
    • Контейнеровозы Panamax: от ~ 3000 до ~ 5000 TEU
    • Контейнеровозы Post Panamax: от ~ 5000 до ~ 10000 TEU
    • Новые контейнеровозы Panamax (или Neopanamax): от ~ 10 000 до ~ 14 500 TEU
    • Сверхбольшое контейнерное судно (ULCV): ~ 14 500 TEU и выше

big-gulsun.jpg

В настоящее время крупнейший контейнеровоз принадлежит швейцарскому перевозчику MSC. MSC Gülsün имеет длину 400 м, ширину 61,5 м и высоту 33,2 м и способен вместить до 23 756 TEU. Построенный Samsung Heavy Industries (SHI), контейнеровоз был передан MSC в начале этого года.

Как определить, насколько эффективен порт?

Не все единицы измерения отражают эффективность и пропускную способность порта. Порт может обрабатывать грузов на 1,2 миллиарда долларов в день или иметь общую площадь 5000 акров, но что это означает с точки зрения объемов обработки? TEU широко используется для расчета активности порта, включая пропускную способность, чтобы получить более четкое представление о том, сколько грузов проходит через порт. От Всемирного банка до статистического отчета каждого порта, TEU является стандартом для всех.

Крупнейшие порты в Китае, Шанхае и Шэньчжэне обрабатывают более 65 миллионов TEU в год, или 5,4 миллиона TEU в месяц. Крупнейшие порты США, Лос-Анджелес и Лонг-Бич, обрабатывают более 16 миллионов TEU в год. Это в среднем составляет около 1,4 миллиона TEU в месяц.

Так стандартизированный металлический контейнер, придуманный американским предпринимателем для того, чтобы ускорить перевозку грузов морем, изменил мир. Считается, что именно Малкольм Маклин произвел революцию в морской индустрии в 20 веке. Его идея модернизировать погрузку и разгрузку судов, которую до этого осуществляли почти так же, как это делали еще древние финикийцы 3000 лет назад, привела к гораздо более безопасным и дешевым грузоперевозкам, к более быстрой доставке и лучшему обслуживанию. Мир многим обязан этому визионеру, «отцу контейнеризации», как сказал 14-й министр транспорта США Норман Минета.

Международные грузовые морские контейнерные перевозки в Украине успешно выполняет компания «M&M Украина» (головной офис в г. Киев, подразделение в г. Борисполь и г. Одесса) по всем перспективным и востребованным мировым направлениям. «M&M Украина» осуществляет качественные и безопасные грузоперевозки из Китая в Украину, из Украины в Китай, в Европу и в США.


Подготовлено по материалам www.icontainers.com и данным из открытых источников.