Морские грузовые перевозки без CO2: дорого, но необходимо

Морские грузовые перевозки без CO2: дорого, но необходимо

Глобальные инициативы по декарбонизации морского транспорта набирают обороты.

Морские перевозки находятся среди лидеров в мире по загрязнению окружающей среды и вредным выбросам. Морской транспорт выбрасывает около 940 миллионов тонн углекислого газа (CO2) в год. На морские перевозки приходится около 2,5% годового общемирового объема выбросов парниковых газов. С целью ограничения выбросов государства-члены Международной морской организации (IMO), специализированной организации ООН, отвечающей за регулирование в судоходной отрасли, приняли в апреле 2018 года первоначальную стратегию по сокращению выбросов парниковых газов. В резолюции IMO от 2018 года названы две основные цели по сокращению выбросов парниковых газов судоходными компаниями. Первая — это повышение общей эффективности парка судов на 40% к 2030 году, вторая цель — сокращение к 2050 году общего годового объема выбросов как минимум на 50% от уровня 2008 года, с сокращением выбросов до нуля или почти до нуля после 2050 года. В конечном итоге эта резолюция приведет объем выбросов от судоходства в соответствие с условиями Парижского соглашения ООН.

Международная морская организация (IMO), коалиции поставщиков транспортных услуг и неправительственные организации по всему миру продолжают наращивать темпы по ускорению декарбонизации морских грузовых перевозок и активизации исследований в поисках устойчивого топлива для энергетики будущего.

K-Line с энергией ветра

Японская транспортная компания Kawasaki Kisen Kaisha (K-Line) сделала новый шаг по внедрению энергии ветра в грузовом судоходстве, присоединившись к некоммерческой Международной ассоциации ветроэнергетического судоходства (IWSA) и назвала новую технологию ключевым пунктом своей стратегии сокращения вредных выбросов.

IWSA занимается разработкой двигателей на энергии ветра для применения в коммерческом судоходстве, и K-Line хочет стать наглядным примером, который поможет убедить судоходную отрасль в том, что ветроэнергетические системы могут способствовать достижению целей отрасли по борьбе с СО2, говорится в заявлении оператора.

«Присоединившись к IWSA, компания K-Line дает четкий сигнал промышленности, что ветряные двигатели являются надежным, жизнеспособным и все более привлекательным решением, особенно в условиях, когда цены на топливо снова растут, налоги на ископаемое топливо все более вероятны в ближайшем будущем, а более дорогие альтернативные виды топлива станут коммерчески доступными в течение следующего десятилетия», — отметили представители перевозчика.

K-Line не новичок в ветроэнергетике. У компании уже есть планы по широкому внедрению установок Seawing Kite на своих контейнеровозах. Система Seawing Kite — это автоматический кайт, устанавливающийся на носовой части судна для увеличения тяговой мощности.

На протяжении 2 лет японская судоходная корпорация планирует провести оценку технологии, применение которой должно существенно снизить связанную с эксплуатацией судна нагрузку на окружающую среду. Система Seawing Kite — разработка компании Airseas, выделенной из состава Airbus.

Перевозчик подписал опцион на еще 50 систем Seawing Kite на своих судах, которые, по словам представителей K-Line, могут обеспечить получение до 30% энергии, необходимой для судна.

Шаги K-Line в ветроэнергетику были не единственными инициативами, анонсированными в последнее время в борьбе транспортной отрасли с изменением климата и за сокращение выбросов СО2. В мае было запущено несколько новых проектов и создано несколько объединений по развитию низкоуглеродной экономики, несмотря на озабоченность всего мира пандемией COVID-19.

GIA выбирает инновационный подход

В середине мая состоялась встреча целевой группы IMO под названием Глобальный промышленный альянс (GIA) по поддержке низкоуглеродного судоходства, на которой было принято решение о расширении сферы действия этой инициативы — от сокращения выбросов СО2 и поиска и исследований альтернативных видов топлива до внедрения интерфейса судно-порт. Новый рабочий процесс, внедряемый GIA, поможет портам снизить выбросы парниковых газов с судов с помощью ряда мер, таких как безопасная и эффективная бункеровка альтернативных низкоуглеродистых видов топлива и др.

Новые инициативы станут продолжением уже выполняемых работ GIA по контролю своевременного прибытия грузовых судов в порт. Контейнеровозы прибывают в порт назначения, когда порт готов их принять, таким образом, сокращается время ожидания судов за пределами порта и тем самым снижается уровень энергозатрат и вредных выбросов судов в зоне порта.

Экологически чистое топливо от шести датских компаний

В рамках другой инициативы по борьбе с изменением климата шесть датских компаний — Copenhagen Airports, A.P. Møller-Maersk, DSV Panalpina, DFDS, SAS, and Ørsted — создали партнерство для запуска производственного предприятия по производству экологически чистого топлива для автомобильного, морского и воздушного транспорта в Копенгагене.

Согласно совместному заявлению датских компаний, в 2023 году планируется запустить новый завод по производству водородного топлива и биотоплива. Когда завод выйдет на полную мощность в 2030 году, он сможет поставлять более 250 000 тонн экологически чистого топлива для автобусов, грузового транспорта, морских судов и самолетов каждый год, что позволит сократить ежегодные выбросы СО2 на 850 000 тонн.

«Сегодня такие экологически чистые виды топлива стоят дороже, чем ископаемое топливо, — говорится в совместном заявлении. — Чтобы стать конкурентоспособным по сравнению с ископаемым топливом, производство экологически чистых видов топлива должно быть налажено в промышленном масштабе. Производство должно пройти путь снижения затрат, аналогичный тому, который был пройден за последнее десятилетие другими технологиями использования возобновляемых источников энергии, такими как ветроэнергетика и фотоэлектрическая солнечная энергетика. Так, например, стоимость оффшорной ветровой энергетики снизилась на 70% в Северной Европе с 2012 года».

Коалиция Getting to Zero стремится к нулю

На Саммите ООН по климату, который состоялся в сентябре 2019 года в Нью-Йорке, была создана коалиция Getting to Zero — партнерство между Global Maritime Forum, ассоциацией Friends of Ocean Action и Всемирным экономический форумом. Цель коалиции — иметь коммерчески жизнеспособные суда с нулевыми выбросами СО2, работающие вдоль глубоководных торговых маршрутов, к 2030 году. Для достижения цели по сокращению выбросов вдвое к 2050 году суда с нулевыми выбросами нужно ввести в состав мирового флота до 2030 года. Необходимо также сформировать план по обеспечению отрасли чистым топливом, спрос на которое станет расти в ближайшие десятилетия.

Судоходство считается одним из секторов, где сложно добиться сокращения выбросов, в связи с чем его декарбонизация может быть достигнута только благодаря сотрудничеству и коллективным усилиям морского, энергетического, транспортного и финансового сегментов при поддержке правительств и международных организаций. С момента своего создания в сентябре коалиция Getting to Zero уже объединила более 100 заинтересованных сторон.

В рамках еще одной инициативы группа партнеров из 12 стран мира под названием P4G, объединяющая представителей правительств, бизнеса и гражданского общества, работающих над ускорением и развитием стратегии зеленого роста в развивающихся странах, в партнерстве с коалицией Getting to Zero ищет инвестиционные возможности в новых эко-проектах, основанных в странах с развивающейся экономикой.

«Декарбонизация судоходства поможет стимулировать инвестиции в крупномасштабные энергетические проекты и в порты развивающихся стран, имеющих доступ к возобновляемым источникам энергии, которые могут быть преобразованы в топливо с нулевым выбросом СО2, в энергетику морских перевозок, а также в ряд других сфер», — сказал Патрик Верхувен, управляющий директор по политике и стратегии Международной ассоциации портов, в совместном заявлении PG4 и Getting to Zero.

Инвестиции — миллиарды!

В исследовании UMAS и Energy Transitions Commission, выполненном для коалиции Getting to Zero, озвучиваются направления необходимых инвестиций. Выделяются инвестиции в модернизацию судов, в частности двигателей и бортовых хранилищ, в судовые энергоэффективные технологии, инвестиции в производство низкоуглеродного топлива, наземную инфраструктуру хранения и бункеровки.
Наибольшая доля инвестиций (около 87%) должна приходиться на наземную инфраструктуру и производство низкоуглеродного топлива. Только 13% необходимых инвестиций связаны с модернизацией судов.

В исследовании озвучивается совокупный объем инвестиций, необходимых в период с 2030 по 2050 гг. для достижения цели по сокращению выбросов вдвое, и это приблизительно 1–1,4 триллионов долларов США.

Для полной декарбонизации судоходства к 2050 году потребуются дополнительные инвестиции в размере около 400 миллиардов долларов США в течение 20 лет, в результате чего общая сумма составит 1,4–1,9 триллионов долларов США.

Международные грузовые автоперевозки в Украине, а также международные грузовые морские контейнерные перевозки успешно выполняет компания «M&M Украина» (головной офис в г. Киев, подразделение в г. Борисполь и г. Одесса) по всем перспективным и востребованным мировым направлениям. «M&M Украина» осуществляет качественные и безопасные грузоперевозки из европейских стран в Украину, из Украины в Европу, в Китай и в США.

Подготовлено по материалам www.joc.comwww.wind-ship.orgwww.p4gpartnerships.orgwww.weforum.org и данным из открытых источников.