Главная » Морские перевозки » Без шкипера у руля: автономные суда становятся реальностью

Взгляд в ближайшее будущее автономного судостроения.

Автономная революция не будет ограничиваться автомагистралями. Океаны скоро заполнят корабли без шкипера у руля — безопасные инновационные суда, которые словно сошли со страниц научно-фантастических произведений. Нас ждет будущее, в котором все суда, от военных кораблей до паромов и грузовых кораблей, будут обладать определенной степенью интеллекта. Такие умные суда смогут самостоятельно совершать длительные рейды, справляясь с штормами и избегая столкновений — без вмешательства человека. В результате, судоходные компании смогут заменить свои гигантские грузовые суда-контейнеровозы флотилиями небольших, более экономичных судов. Командные центры для наблюдения и контроля за этими кораблями появятся в портах по всему миру.

Поскольку мир уже практически готов к массовому выпуску автомобилей без водителя, судоходная отрасль работает над внедрением аналогичной технологии в надежде, что замена традиционных судов с экипажем на автономные принесет огромные экономические преимущества.

ИННОВАЦИИ В РОТТЕРДАМЕ

Порт Роттердама, один из самых крупных портов в мире, давно сотрудничает с техническими компаниями, работающими над созданием роботизированных судов, которые принесут безопасность, предотвращая возможные столкновения на море, упорядочат движение судов в перегруженном порту и решат вопрос нехватки рабочих кадров.

Здесь, в порту Роттердама, голландский стартап Captain AI оказался в авангарде революции. Бывшая судостроительная верфь Rotterdamsche Droogdok Maatschappij (RDM) теперь является домом для целого ряда стартапов частного сектора в сфере образования и научных исследований, в том числе для Captain AI.

Используя портовый патрульный корабль, оборудованный по последнему слову техники, алгоритмы глубокого обучения и компьютерный симулятор, созданный голландской компанией VSTEP, который изначально предназначался для обучения капитанов, стартап разрабатывает и испытывает систему для автономного движения кораблей, которая может быть адаптирована к любому типу судов, больших или малых. Симулятор позволяет применять данные о портах всего мира, а также может использоваться для разных типов судов — от буксиров до танкеров, грузовых судов и военных кораблей.

«Наша работа похожа на головоломку, для сбора которой уже есть все необходимые детали, — сказал о разработке систем для автономных судов Винсент Вегнер, генеральный директор Captain AI. — Есть все оборудование и программное обеспечение, все это разрабатывается и становится дешевле, все больше данных с открытым исходным кодом, так что мы можем их использовать в работе и совершить настоящий прорыв».

ПЛАВУЧАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

В конце 2017 года Captain AI успешно продемонстрировал в деле модернизированное водное такси, один из самых популярных видов водного транспорта в Роттердаме. А уже этим летом компания отправит в море плавучую лабораторию Роттердама, патрульный корабль, ставший автономным судном — без шкипера у руля.

Снаружи 57-футовое судно выглядит ничем не примечательным, за исключением камер видеонаблюдения, установленных на мостике. Судно оснащено специальной цифровой системой GPS, которая обеспечивает более точные показания местоположения, чем стандартный GPS, наряду с датчиками, контролирующими работу двигателя и рулевое управление. Все данные о корабле поступают на компьютеры, работа которых контролируется на борту и на суше.

Администрация порта предоставила судно в качестве испытательной станции для исследовательских групп университетов и стартапов, чтобы ускорить переход к эре автоматизации и изучить другие способы оптимизации деятельности мировой судоходной отрасли с целью сокращения вредных выбросов.

Первое автономное путешествие плавучей лаборатории положит начало целой серии испытаний, которые будут становиться все сложнее, а дистанции — все длиннее.

ТЕХНОЛОГИИ АВТОНОМНЫХ СУДОВ РАЗВИВАЮТСЯ МОЛНИЕНОСНО

Captain AI — не единственная компания во всемирной гонке производителей, которые занимаются разработкой автономных судов коммерческого использования. Так, норвежская компания Massterly предлагает ряд продуктов для автономных транспортных средств, от систем управления до систем проектирования судов.
Кроме того, в Норвегии строится автономный контейнеровоз Yara Birkeland, который должен быть спущен на воду в этом году. Yara Birkeland станет первым в мире полностью автономным судном для коммерческого использования. Логистическая концепция проекта предусматривает операции на промышленных площадках, в порту и работу на судне. Габариты Yara Birkeland составляют: длина 80 метров, ширина 14,8 метра, высота борта 12 метров, осадка 5 метров. Контейнеровоз оснащен электродвигателями. Аккумуляторы, рассчитанные на 7,0–9,0 МВтч, будут приводить в действие электродвигатели, обеспечивая оптимальную скорость 6 узлов (11 км/ч) и максимальную скорость 10 узлов (19 км/ч). Вместимость контейнеровоза составляет 120 ДФЭ. Стоимость — 25 миллионов долларов, проект разработан Marin Teknikk, навигационное оборудование поставляет Kongsberg Maritime. Контейнеровоз будет курсировать по двум маршрутам между Херойей и Бревиком (7 морских миль (13 км)) и между Херойей и Ларвиком (30 морских миль (56 км)), перевозя химикаты и удобрения. Первоначально судно пройдет испытания с экипажем на борту, а в 2020 году корабль обретет полную автономность.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СУДОВ

Внедрение новой технологии означает, что для того, чтобы судно стало автономным, потребуется лишь установить необходимое оборудование. Модернизация судна до полностью автономного потребует примерно от 20 000 до 35 000 долларов. Это относительно небольшие инвестиции, если они устраняют необходимость в капитане или команде. При этом вероятность сокращений среди персонала повышается, но появятся и новые рабочие места. Судоходным компаниям понадобятся технические специалисты для работы с аппаратным и программным обеспечением, а в портах будут востребованы береговые капитаны для контроля за движением судов и координации рейсов. Танкерам и контейнеровозам, осуществляющим морские грузовые перевозки, по-прежнему будут нужны экипажи для обслуживания двигателей. Но небольшие суда ближнего плавания могут стать полностью автономными, а жилые помещения на судах могут быть перепроектированы для повышения грузовместимости судов.

В краткосрочной перспективе Captain AI предусматривает внедрение автоматизации, которая поможет эффективно эксплуатировать малые суда, такие как водные такси Роттердама, особенно в условиях тумана. Суда, используемые для перевозки отходов, различных материалов или других грузов, также могут стать полностью автоматизированными.

Автономные океанские корабли могут стать реальностью в течение следующих двух лет, но международные правила, в соответствии с которыми на борту судна должен быть экипаж, могут замедлить распространение таких кораблей в глобальном масштабе. Если проект Captain AI окажется эффективным и местные законы быстро адаптируются, Роттердам может стать первым портом, где автономные суда станут привычной практикой, а не фантастикой.

Порт Роттердама — крупнейший порт в Европе и один из крупнейших по грузообороту портов в мире (444 миллиона тонн в 2014 году), расположенный в городе Роттердам, Южная Голландия (Нидерланды), в устьях рек Рейн и Маас. Площадь порта составляет 105 квадратных километров, его длина — 40 километров. В терминалах порта успешно эксплуатируются более 150 AGV (автоматически управляемых транспортных средств), включая роботизированные краны. Роттердам состоит из пяти отдельных портовых зон и трех логистических парков.

Подготовлено по материалам NBC News и Kongsberg Gruppen, а также по данным из открытых источников.