Влияние пандемии Covid-19 на авиационную отрасль проявляется во многих формах — от резкого снижения пассажиропотока, до роста зависимости всего мира от воздушных грузовых перевозок.
В связи с сохраняющимся риском заражения в аэропортах по всему миру пассажиропоток снизился более чем на 90 процентов, что вынуждает авиакомпании повсеместно отменять регулярные авиарейсы. Из-за крупномасштабной отмены регулярных рейсов и, соответственно, из-за отсутствия возможности загрузить багажные отделения пассажирских самолетов, перевозчики потеряли почти 50 процентов грузоподъемности.
Авиаперевозчикам приходится в спешном порядке изобретать новые способы доставки, чтобы обеспечить удовлетворение возросшего спроса на товары, необходимые для борьбы с кризисом, вызванным пандемией коронавируса. И те, кто приспособился к вызовам нового времени, уверенно держатся на плаву, протягивая руку помощи многочисленным пострадавшим.
Текущие тенденции отрасли
Сегмент авиаперевозок грузов оценивается в 6 триллионов долларов США в стоимостном выражении. В эти сложные времена мировая торговля в основном нацелена на поставки товаров, необходимых для борьбы с Covid-19, в частности, фармацевтики и медицинского оборудования.
Чрезвычайная ситуация и рост спроса на эту продукцию стали причиной экспоненциального спроса на грузовые авиаперевозки. Тем не менее, с уменьшением объемов грузоперевозок из-за невозможности использования багажных отделений пассажирских самолетов для транспортировки грузов, рост спроса повлиял на сроки поставки. Кроме того, по данным отчета Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), по сравнению с 2019 годом общий грузооборот в 2020 году снизится на 10,3 млн тонн — до 51 млн тонн.
В то время как сектор грузовых авиаперевозок по-прежнему сталкивается с кризисом и нехваткой пропускной способности, чартерные перевозки стали эффективным ответом на необходимость неразрывного выполнения глобальных цепочек поставок.
«С учетом запретов на перемещение и карантинных ограничений было непросто осуществлять цепочки поставок, особенно совершая сверхсрочные поставки медикаментов и СИЗ. Чартеры были единственным вариантом, ведь регулярные коммерческие рейсы были приостановлены, а необходимость доставлять грузы в рамках чрезвычайной помощи была насущной», — сказал Джейкоб Мэтью, президент и член правления National Air Cargo, в интервью The STAT Trade Times.
Воздушные грузовые перевозки в новой реальности: без сидений и пассажиров
2020 год уже можно назвать худшим годом в истории авиационной отрасли и логистических цепочек в целом. По данным IATA, в 2020 году авиакомпании потеряют 84,3 млрд долларов. «В среднем, каждый день этого года будет приносить 230 млн долларов США убытков отрасли», — отметил Александр де Жюньяк, генеральный директор IATA.
В 2020 году общий грузооборот может снизиться до 51 миллионов тонн, но доходы от грузоперевозок могут возрасти до 110,8 миллиардов долларов США по сравнению с 2019 годом, по данным IATA.
Возросший ажиотаж вокруг воздушных грузовых перевозок и сокращение грузоподъемности, как ожидается, станут причиной повышения тарифов на грузоперевозки на 30 процентов. По данным IATA, доходы от грузовых перевозок могут достичь почти рекордных 110,8 миллиардов долларов в 2020 году по сравнению с 102,4 миллиардами долларов в 2019 году.
Сообщество перевозчиков проявило удивительную гибкость в реагировании на кризис, внедряя новые решения, в основном, связанные со структурными изменениями, такими как перевозка грузов на пассажирских сиденьях, рейсы пассажирских самолетов, выполняемые исключительно для перевозки грузов, и, наконец, самое нестандартное решение из всех: демонтаж пассажирских сидений в салоне, необходимый для того, чтобы освободить место для груза.
Например, самолеты KLM Cargo и Virgin Atlantic перевозят грузы на пассажирских сидениях в салоне, а в салонах самолетов Swiss WorldCargo и Finnair грузы размещаются на месте демонтированных пассажирских сидений.
Эти нестандартные методы принесли свои плоды, увеличив объемы грузовых авиаперевозок во время кризиса, но не обошлось и без неудобств. Грузовые рейсы пассажирских самолетов являются рентабельными, по всей видимости, из-за высоких тарифов на перевозки и низких цен на топливо, которые могут измениться в любой момент. Снятие пассажирских сидений — это трудоемкая техническая процедура, проведение которой увеличивает расходы авиакомпаний, а погрузочно-разгрузочные работы в салоне — это утомительные и непростые задачи, из-за которых увеличивается время, затрачиваемое на погрузку-выгрузку. Кроме того, грузы в таких самолетах перемещаются через пассажирские двери, что делает их использование непрактичным для перевозки крупногабаритного оборудования.
Спрос на перевозку грузов по воздуху сейчас в значительной степени обусловлен нехваткой предметов медицинского назначения — средств индивидуальной защиты (СИЗ), лекарств, и т. д., в основном поступающих с азиатских рынков, и вышеуказанные структурные и эксплуатационные изменения являются смелым ответом перевозчиков на ограничение грузоподъемности в кризис.
Тем не менее, по свежим данным TAC Index (оперативная аналитическая информация о тарифах авиаперевозок), спрос на СИЗ во всем мире постепенно падает, что может пагубно сказаться на стабильности выполнения грузовых рейсов пассажирских самолетов. Тарифы на перевозки из Шанхая в Северную Америку снизились на 12,8 процента в первую неделю июня; из Гонконга в Северную Америку — на 12,3 процента; из Шанхая в Европу — на 12,8 процента; из Гонконга в Европу — на 9,8 процента.
Грузоперевозчики доставляют необходимые медикаменты по всему миру
Правительства разных стран оказывают активную поддержку инициативам по доставке средств индивидуальной защиты и медицинского оборудования для борьбы с Covid-19. Федеральное правительство США выступило с инициативой Airbridge Project, в рамках которой Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям (FEMA) финансирует воздушные перевозки медикаментов. Начало проекта ознаменовал ввоз 80 тонн СИЗ из Шанхая в Нью-Йорк. С конца марта было выполнено более 200 рейсов с медикаментами. Ключевыми участниками проекта являются UPS, FedEx, National Airlines и Atlas Air.
В Великобритании Департамент здравоохранения и социального обеспечения (DHSC) заключил соглашения со многими британскими авиалиниями для доставки в Великобританию товаров первой необходимости для Национальной службы здравоохранения (NHS). Ожидается, что одна только Virgin Atlantic перевезет из Китая более 1500 тонн СИЗ для NHS в течение мая-июля.
Правительство Индии выступило с инициативой Lifeline Udan, в рамках которой выполняются рейсы для доставки основных и жизненно важных товаров медицинского назначения в отдаленные районы страны. Инициатива стартовала в марте, и с тех пор в ее рамках перевозчики осуществили 588 рейсов, доставив по воздуху 940 тонн груза (медицинское оборудование, наборы для тестирования, СИЗ и т. д.).
Всемирная продовольственная программа (ВПП), Африканские центры по контролю и профилактике заболеваний и Фонд Джека Ма выбрали компанию Ethiopian Airlines Cargo для поставок СИЗ в африканский регион, в более чем 39 африканских стран. По мере того, как будет появляться все больше и больше новых и эффективных лекарств, вакцин, и будут определяться требования к медицинскому оборудованию и инструментам, авиаперевозки будут оставаться самым весомым инструментом логистики для транспортировки этих важнейших грузов.
Международные грузоперевозчики находят способы держаться на плаву
Кризис, вызванный пандемией Covid-19, требует беспрерывных усилий со стороны грузоперевозчиков, и в то время как пассажиропоток практически отсутствует, воздушные грузовые перевозки набирают обороты, чтобы удерживать авиационную отрасль на плаву. Согласно отчету IATA, на воздушные грузовые перевозки приходится 12 процентов объема рынка авиатранспортных услуг в мире. Ожидается, что в 2020 году доля авиаперевозок грузов составит около 26 процентов.
Рост в геометрической прогрессии количества воздушных грузовых перевозок способствовал сохранению логистических цепочек. Компания Qatar Airways Cargo, работая с правительствами и неправительственными организациями, уже доставила 200 000 тонн товаров первой необходимости в регионы, затронутые пандемией. Увеличение доли рынка грузовых авиаперевозок Qatar Airways на фоне пандемии коронавируса сделало ее крупнейшей грузовой авиакомпанией в мире.
Пассажирский самолет B777-300ER Emirates SkyCargo, грузового подразделения Emirates, доставил 66 тонн грузов, установив новый рекорд по максимуму груза, перевезенного в багажном отделении пассажирского самолета. Emirates SkyCargo играет важную роль в обеспечении поставок продовольствия в ОАЭ и поддерживает австралийское правительство в экспорте австралийской продукции на зарубежные рынки.
В ответ на сокращение пассажирских рейсов из-за пандемии, авиакомпания Air Canada первой демонтировала пассажирские сидения, чтобы заполнить грузом салон. История успеха реконструкции, проведенной Air Canada, вскоре стала тенденцией: Swiss WorldCargo, Ethiopian Cargo, IAG Cargo и Finnair Cargo последовали ее примеру.
Кроме того, из-за повышенного спроса на бесконтактные поставки и сокращение персонала в сфере логистики по причине карантина грузовые беспилотники оказались в центре внимания отрасли.
Американская компания по доставке медицинского оборудования Zipline, которая разрабатывает, проектирует и эксплуатирует беспилотные летательные аппараты, объявила о запуске первой в Америке инициативе по применению специальных беспилотников вместе с Novant Health. Беспилотники Zipline используются для срочной доставки важных медицинских продуктов Novant Health в больницах.
Компания Drone Delivery Canada (DDC) сотрудничает с Air Canada, чтобы помочь доставлять срочные грузы в труднодоступные регионы в Канаде. Один из беспилотных летательных аппаратов DDC доставляет грузы до 4,5 кг на расстояния до 30 км и используется для обеспечения жителей Онтарио необходимым оборудованием. Грузоперевозчики все шире применяют беспилотные летательные аппараты (БПЛА) для грузовых операций, а в сегменте разработки и строительства беспилотных летательных аппаратов наблюдается рост инвестиций благодаря уникальной роли БПЛА для выполнения быстрой, бесконтактной доставки последней мили.
Воздушные грузовые перевозки столкнулись с множеством проблем в это непростое время, включая необходимость переходить на цифру в своих ежедневных операциях. Кроме того, тарифы возвращаются к норме, хотя многие страны все еще пытаются сдержать распространение вируса; последствия торговой войны США и Китая тоже имеют свое воздействие на перевозчиков. И, что немаловажно, путешественники во всем мире все еще испытывают страх перед перелетами и не спешат возобновлять полеты. Но, учитывая уровень гибкости и адаптивности, продемонстрированный отраслью авиаперевозок, а также ключевую роль, которую она играет в экономике всего мира, можно с уверенностью сказать, что мир не сможет выйти из кризиса без нее.
Международные грузовые авиаперевозки в Украине успешно выполняет компания «M&M Украина» (головной офис в г. Киев, подразделение в г. Борисполь и г. Одесса) по всем перспективным и востребованным мировым направлениям. «M&M Украина» осуществляет качественные и безопасные грузоперевозки из европейских стран в Украину, из Украины в Европу, в Китай и в США.
Подготовлено по материалам www.stattimes.com, www.stattimes.com, www.dronedeliverycanada.com, www.dronedeliverycanada.com, www.aircanada.com, www.aircanada.com и данным из открытых источников.