«На всякий случай» или «Точно в срок»? Философия управления, рожденная в Японии, готова сделать контейнерные грузовые перевозки эффективнее.
1970-е годы сыграли решающую роль в истории торговли, судоходства и производства. Философия управления, рожденная в Японии, была перенята и западными компаниями. Одним из ярких примеров этой философии можно назвать систему управления запасами по принципу «точно в срок», Just-in-Time, которая была разработана и доведена до совершенства на заводах корпорации Toyota под руководством Тайичи Оно и стала инструментом, позволяющим выполнять требования клиентов с минимальными задержками. Именно тогда Toyota совершила революцию в производственном мире. По сути, эта система означает работу почти без запасов, когда сырье, товары или даже персонал должны быть привлечены именно в самый нужный момент или незадолго до того, когда они понадобятся. Работая по такой системе, Toyota смогла решить многие проблемы, связанные с поддержанием высокого уровня запасов, высвободить значительную часть капитала и сократить издержки. Благодаря системе JIT также можно свести к минимуму затраты на хранение, сервисное/техническое обслуживание и др.
В настоящее время система JIT и ее эквиваленты являются отраслевыми стандартами в автомобилестроении, а также повсеместно используются в более широких вертикалях производства и обслуживания. Однако, если автомобильный или производственный секторы могут позволить себе дождаться размещения заказа, а затем производить продукцию, во многих других сферах бизнеса, чтобы внедрить логистическую технологию JIT, необходимо точное прогнозирование спроса.
Ярким примером такой области является отрасль контейнерных грузоперевозок, которая в 1970-х годах также пережила эпоху возрождения благодаря широкому распространению контейнеризации. Однако неосмотрительность при планировании внутренних процессов и торговый дисбаланс привели к росту неэффективности перевозок. Пустые контейнеры пришлось перемещать из крупных центров потребления в Европе и США в крупные производственные центры в Китае и Юго-Восточной Азии. Для того чтобы иметь возможность удовлетворить спрос в любое время и в любом месте и компенсировать длительные циклы переразмещения, морские перевозчики хранят излишки контейнеров. Традиционно пустые контейнеры составляют около 30-40% от общего парка контейнерных перевозок.
Такая схема работы, альтернативная JIT, называется Just-in-Case («на всякий случай»). Она представляет собой метод управления запасами, при котором запасы, товары и материалы всегда под рукой, чтобы быть в нужном месте, когда это необходимо, и гарантировать, что заказы клиентов всегда выполняются. Однако оценки резервных запасов в индустрии морского судоходства часто основываются не на точных данных, а на интуиции и опыте местных агентов. Они часто очень заинтересованы в том, чтобы подстраховаться, имея постоянные запасы, которые позволят удовлетворить все заказы потенциальных клиентов. Это желание вступает в противоречие со стремлением работать эффективно. Компании необходимо поддерживать огромный запас материалов, иногда на недели или месяцы бесперебойной работы, чтобы иметь возможность быстро реагировать на снижение или повышение спроса. Все это требует значительных затрат и увеличивает продажную цену продукции.
Противоположный сценарий, при котором центральная организация диктует объемы резервных запасов на местах, также существует. После краха компании Hanjin в 2016 году (которая тогда входила в десятку крупнейших авиаперевозчиков мира) и последовавших за этим потрясений некоторые компании значительно сократили свой парк. Это создало другую проблему: нехватки необходимой продукции на складе, когда компании изо всех сил пытаются удовлетворить потребительский спрос.
По данным Boston Consulting Group (BCG), затраты на логистику пустых контейнеров (включая перемещение, хранение, обработку и т. д.) составляют около 5-8% бюджета текущих расходов и, по оценкам, обходятся отрасли примерно в 20 миллиардов долларов в год. Если прибавить к этому обслуживание и ремонт, затраты могут легко достичь 12% от эксплуатационных расходов судоходной линии. По словам генерального директора 6-й по величине морской судоходной линии в мире, Джереми Никсона, пустые контейнеры — это проблема, которая обходится компании Ocean Network Express (ONE) примерно в миллиард долларов США.
Здесь возникает логичный вопрос: как грузоперевозчики могут перейти с JIC на JIT, чтобы улучшить показатели по прибыли и убыткам. Вопреки общепринятому мнению, внедрить JIT в морских перевозках должно быть проще, чем в производстве. Точно так же, как и в производстве, реализация осуществляется путем построения экономичных и чрезвычайно эффективных логистических цепочек. Однако в сфере морского судоходства компании не должны полностью полагаться на внешних партнеров, которые всегда готовы вовремя поставлять им необходимые товары и материалы. Скорее, морские грузоперевозчики могут полагаться исключительно на себя или, если точнее, на использование и точность своих собственных данных.
Шаг за шагом — к стратегии Just-in-Time («точно в срок»)
Как упоминалось выше, предварительным условием для внедрения JIT является точный прогноз будущего спроса. В настоящее время ожидаемый спрос у мелких морских перевозчиков и связанные с ним запасы в первую очередь рассчитываются отделами продаж и местными агентами на основе их взаимодействия с клиентами, на основе опыта и интуиции. Более крупные и технологически продвинутые морские судоходные компании полагаются на статистическое моделирование собственных данных для выявления тенденций и сезонности, а также для прогнозирования спроса. Однако логистические данные часто не соответствуют определенным стандартам качества, и, если должным образом не проведена предварительная обработка данных, дальнейшее моделирование данных может привести к неверным выводам. Следует применять алгоритмы машинного обучения, чтобы повысить качество использованных данных и обеспечить высокую точность прогнозирования. Внешние факторы, влияющие на объемы перевозок (праздничные дни, экономические показатели и т. д.), также должны быть включены в прогноз. Этот шаг имеет решающее значение для определения оптимальных величин по резервным запасам в любой момент времени.
Для дальнейшей оптимизации своих парков компании могут применять интеллектуальные алгоритмы оптимизации, которые, среди прочего, учитывают все соответствующие затраты (хранение, перемещение, стивидорные работы, погрузочно-разгрузочные работы, техническое обслуживание и т. д.), графики движения и кривые резервирования. Комбинация прогнозирования спроса и оптимизации по затратам дает возможность сделать основанную на данных оценку, например, какой источник использовать для пополнения запасов (как локально, так и глобально), проводить ли сортировку, где хранить или проводить ли техническое обслуживание. При проведении оценки рисков следует также учитывать степень возможной доступности и скорости пополнения запасов. Тесное сотрудничество с поставщиками услуг краткосрочной аренды может еще больше повысить эффективность деятельности. Если все эти элементы будут использованы должным образом, морские судоходные компании смогут построить высокоэффективную цепочку поставок, которая просто необходима для того, чтобы воспользоваться всеми преимуществами системы JIT, готовой показать себя во всей красе. Так, самое значимое краткосрочное влияние JIT на прибыль и убытки судоходной компании — это возможность минимизировать общий размер парка до 12% без ущерба для доходов и уровня обслуживания.
Несмотря на недавние стабильные финансовые результаты, продемонстрированные некоторыми морскими судоходными компаниями, нет никаких сомнений в том, что 2020 год принес новые серьезные проблемы для сектора контейнерных перевозок. В дополнение к существующим спорам между США и Китаем и уже ухудшающейся торговле, пандемия COVID-19 причиняет отрасли дополнительный ущерб. В самых апокалиптических прогнозах некоторые аналитики говорят, что пандемия может привести к самому большому снижению объемов перевозок на их памяти. Все эти факторы снижают прибыльность и оказывают дополнительное давление, вынуждая судоходные компании еще яростнее сражаться за эффективность. Таким образом, возможно, сейчас наступает тот самый момент, когда компании, занимающиеся морскими перевозками, готовы искать новые решения — и внедрять систему Just-in-Time.
Производители, перевозчики и трейдеры, которые хотят эффективно конкурировать на рынке в будущем, нуждаются в технологиях, которые помогут им бороться за маржу и увеличивать прибыль. Как показала пандемия COVID-19, текущих технических решений недостаточно. Сложность и масштабы современной глобальной торговли требуют новых подходов, основанных на использовании данных и машинного интеллекта, ориентированных на ускорение доставки грузов с более высокой маржой даже в условиях кризиса. Компании Toyota потребовалось время, чтобы усовершенствовать систему JIT, и она помогла компании создать конкурентное преимущество и совершить революцию в мире автомобилестроения и производства. Сегодня начинают действовать и операторы контейнерных перевозок, используя все доступные средства для реализации стратегии JIT в грузоперевозках.
Международные морские грузоперевозки успешно выполняет компания «M&M Украина» (головной офис в г. Киев, подразделение в г. Борисполь и г. Одесса) по всем перспективным и востребованным мировым направлениям. «M&M Украина» осуществляет качественные и безопасные грузоперевозки из европейских стран в Украину, из Украины в Европу, в Китай и в США.
Подготовлено по материалам www.transmetrics.eu и данным из открытых источников.